tolyantravel (tolyantravel) wrote,
tolyantravel
tolyantravel

На границах Московского государства. Иосифо-Волоцкий монастырь и Волоколамск

                Сейчас трудно себе и представить, но еще в 12-14 веках Волоколамск был приграничным городом и служил яблоком раздора между сначала владимирскими князьями, а потом московскими и Господином Великим Новгородом. Многие великие люди того времени держали о нем думку и хотели заграбастать своими жадными ручонками принять под отеческое крыло.

А сейчас 1 час от МКАД по великолепной Новорижской автостраде и вы на месте

             Городок небольшой. Историческая часть - Волоколамский кремль, стоит на высоком холме и окружен валами



            Вид с валов абсолютно типичный для провинциального города. Церковь в запустении, но ее пытаются ремонтировать. Зато банк сияет - бабло правит миром!



              Будучи на рубежах молодого Московского государства город постоянно подвергался набегам новгородцев, литовских князей, затем Речи Посполитой, выдержал осаду во времена Смутного времени, героически сражался с фашистами и тем не менее сохранил очень милый исторический ансамбль



         Стержень всего этого - Вознесенский собор конца 15-го века. Он принадлежит церкви и открывается только на время богослужений. Заранее позвоните настоятелю, если захотите его посетить



            Что же так манило предков нынешних толерантных европейцев на наши земли? Волоколамск - " Волок на реке Ламе". Именно здесь торговые суда перетаскивали волоком из одной реки в другую.

        А где торговля, там и денежек снять можно. Вот так суда тягали. Иногда аж до десятка километров приходилось тянуть



            Для защиты волока и взимания платы за пользование княжеским добром и был построен Волоколамск. Аж в 1135 году. А чтобы больше боялись враги и самим было не страшно - построили Кремль



             Кстати, примерно в этих местах сходились границы расселения трех великих славянских племен: кривичей, вятичей и ильменских словен.

         Вот оказались вы в 9 веке, стоят перед вами три красавицы из вятичей, кривичей и словен. Как узнать где и кто? Как познакомиться, чтобы не получить по шее? Что сказать? Хочется? Тогда за 100 руб идем в музей и ищем ответы.

        А мы отправляемся к цели нашей поездки - Иосифо-Волоцкому монастырю



           Монастырь известен не столько как военная крепость или достопримечательность великой художественной ценности, а главным образом как обитель, учрежденная одним из основателей движения "иосифлян" - Иосифом Волоцким и сыгравшая значительную роль в истории нашего государства в начале 16-го века.



                     Если кратко, то "иосифляне" выступали за непререкаемый авторитет церкви во всех духовных вопросах, говоря что "Мнение - это второе грехопадение".

           То есть не надо ничего спрашивать, отбивай поклоны, читай молитву, вноси десятину и опять по кругу. Если хочется подробно, то

  [кликаем]Иосиф Волоцкий, живший на рубеже 15 -го и 16-го веков был ярчайшим представителем этого движения. В миру очень скромный, носивший штопанную рясу, в вопросах веры он был бескомпромиссен. Исходя из его теории, церковь должна владеть многочисленными богатствами, землями и расходовать их по своему усмотрению. Будь-то на строительство роскошных храмов, пошив дорогих облачений или на помощь страждущим. Церковь решает сама! Слово пастыря для паствы непререкаемо и является законом. Церковь - пастух, народ - бараны! Вольнодумство считается ересью. Еретиков в узилище и на костер! В светском плане это выражалось в безоговорочном следовании генеральной линии батюшки царя.



                У "иосифлян" были противники - "нестяжатели". Как можно догадаться из названия, эти люди духовного звания призывали церковь отказаться от стяжательства и земного имущества. Готовы почитать ? Тогда[кликаем]Истинная красота в духовном, говорили "нестяжатели". Человек - творение Господа и путем медитации, духовного поиска и просвещения способен познать и увидеть Его. Общаться с Господом напрямую. Без церковных посредников.


         Карать еретиков "нестяжатели" считали неправильным, их надо было "брать на поруки" со всем возможным милосердием и чистосердечием, а раскаявшихся принимать обратно в лоно церкви. Для "нестяжателей" все люди вне зависимости от социального статуса были равны.

        Задача церкви состояла в том, чтобы придать импульс духовному развитию человека. Воспитать из забитого индивида Личность, человека Возрождения.

Разумеется классическим попам это не понравилось. Им-то хотелось и земель, и богатств, и сладко есть и крепко пить, и денежки в рост давать. Развязалась нешуточная борьба. Поначалу Иван III, а затем и сын его Василий III были на стороне "нестяжателей", так как государству требовалось много земли для раздачи зарождающемуся дворянскому сословию, а церковь была самым крупным землевладельцем в государстве. Секуляризация была близка, но тут митрополит Варлаам из "нестяжателей" не проявил политическую гибкость - отказался быть клятвопреступником (принципиальный, чтоб его ) и был заменен на более покладистого из "иосифлян".


А чуть позже возник вопрос о разводе Василия со своей бездетной женой. "Нестяжатели" были против, говоря, что земной престол можно и брату передать, не надо за него цепляться, о душе надо думать. Но царь захотел иначе, женился на Елене Глинской и явился свету
[Spoiler (click to open)]упырь кровожадный Ивашка IV, прозванный в миру Грозным. А по мне не такой уж он и Грозный, как страшный трус и последняя сволочь. С "нестяжателями" жестоко расправились. Кого казнили, а кого заточили именно в цитадель "иосифлянства" - Иосифо-Волоцкий монастырь!


         И с тех пор наша церковь в массе своей и являет миру такое вот торжество "иосифлян". Только в отличие от Иосифа Волоцкого наши иерархи не ходят пешком в залатанных рясах, а катаются на мерседесах в дорогих одеждах.





             Архитектурная доминанта монастыря - Успенский собор



           Симпатичные изразцы по периметру здания



                  Торопятся на вечернюю службу



                 А это была колокольня. Высотой 76 метров. С ее верхнего яруса в ясную погоду была видна Москва. Утрачена в ВОВ



                    Монахи - крепкие хозяйственники, хотя и без кепок. Территория ухожена, очень много яблонь









                       В архитектурном плане симпатичен сам собор



               Церковь трапезной палаты



                          и особено хороша надвратная церковь



          Сам монастырь стоит на большом пруду. Рыбачки! Им, наверное, и невдомёк, какие страсти здесь разворачивались 500 лет назад и по какому пути могло пойти наше государство.


Только вообразите: побеждают "нестяжатели", а это скромность церкви, скромность власти, уважение к ближнему - модель Швейцарии или Скандинавии. Как мы могли бы сейчас жить!!!

Как думаете, что надо было сделать митрополиту-нестяжателю Варлааму ? Пойти на грех клятвопреступления, растоптать свои идеалы? Или все-таки остаться Настоящим Человеком бесценно и он правильно поступил?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments