tolyantravel (tolyantravel) wrote,
tolyantravel
tolyantravel

На границах Московского государства. Иосифо-Волоцкий монастырь и Волоколамск

                Сейчас трудно себе и представить, но еще в 12-14 веках Волоколамск был приграничным городом и служил яблоком раздора между сначала владимирскими князьями, а потом московскими и Господином Великим Новгородом. Многие великие люди того времени держали о нем думку и хотели заграбастать своими жадными ручонками принять под отеческое крыло.

А сейчас 1 час от МКАД по великолепной Новорижской автостраде и вы на месте

             Городок небольшой. Историческая часть - Волоколамский кремль, стоит на высоком холме и окружен валами



            Вид с валов абсолютно типичный для провинциального города. Церковь в запустении, но ее пытаются ремонтировать. Зато банк сияет - бабло правит миром!



              Будучи на рубежах молодого Московского государства город постоянно подвергался набегам новгородцев, литовских князей, затем Речи Посполитой, выдержал осаду во времена Смутного времени, героически сражался с фашистами и тем не менее сохранил очень милый исторический ансамбль



         Стержень всего этого - Вознесенский собор конца 15-го века. Он принадлежит церкви и открывается только на время богослужений. Заранее позвоните настоятелю, если захотите его посетить



            Что же так манило предков нынешних толерантных европейцев на наши земли? Волоколамск - " Волок на реке Ламе". Именно здесь торговые суда перетаскивали волоком из одной реки в другую.

        А где торговля, там и денежек снять можно. Вот так суда тягали. Иногда аж до десятка километров приходилось тянуть



            Для защиты волока и взимания платы за пользование княжеским добром и был построен Волоколамск. Аж в 1135 году. А чтобы больше боялись враги и самим было не страшно - построили Кремль



             Кстати, примерно в этих местах сходились границы расселения трех великих славянских племен: кривичей, вятичей и ильменских словен.

         Вот оказались вы в 9 веке, стоят перед вами три красавицы из вятичей, кривичей и словен. Как узнать где и кто? Как познакомиться, чтобы не получить по шее? Что сказать? Хочется? Тогда за 100 руб идем в музей и ищем ответы.

        А мы отправляемся к цели нашей поездки - Иосифо-Волоцкому монастырю



           Монастырь известен не столько как военная крепость или достопримечательность великой художественной ценности, а главным образом как обитель, учрежденная одним из основателей движения "иосифлян" - Иосифом Волоцким и сыгравшая значительную роль в истории нашего государства в начале 16-го века.



                     Если кратко, то "иосифляне" выступали за непререкаемый авторитет церкви во всех духовных вопросах, говоря что "Мнение - это второе грехопадение".

           То есть не надо ничего спрашивать, отбивай поклоны, читай молитву, вноси десятину и опять по кругу. Если хочется подробно, то

  [кликаем]Иосиф Волоцкий, живший на рубеже 15 -го и 16-го веков был ярчайшим представителем этого движения. В миру очень скромный, носивший штопанную рясу, в вопросах веры он был бескомпромиссен. Исходя из его теории, церковь должна владеть многочисленными богатствами, землями и расходовать их по своему усмотрению. Будь-то на строительство роскошных храмов, пошив дорогих облачений или на помощь страждущим. Церковь решает сама! Слово пастыря для паствы непререкаемо и является законом. Церковь - пастух, народ - бараны! Вольнодумство считается ересью. Еретиков в узилище и на костер! В светском плане это выражалось в безоговорочном следовании генеральной линии батюшки царя.



                У "иосифлян" были противники - "нестяжатели". Как можно догадаться из названия, эти люди духовного звания призывали церковь отказаться от стяжательства и земного имущества. Готовы почитать ? Тогда[кликаем]Истинная красота в духовном, говорили "нестяжатели". Человек - творение Господа и путем медитации, духовного поиска и просвещения способен познать и увидеть Его. Общаться с Господом напрямую. Без церковных посредников.


         Карать еретиков "нестяжатели" считали неправильным, их надо было "брать на поруки" со всем возможным милосердием и чистосердечием, а раскаявшихся принимать обратно в лоно церкви. Для "нестяжателей" все люди вне зависимости от социального статуса были равны.

        Задача церкви состояла в том, чтобы придать импульс духовному развитию человека. Воспитать из забитого индивида Личность, человека Возрождения.

Разумеется классическим попам это не понравилось. Им-то хотелось и земель, и богатств, и сладко есть и крепко пить, и денежки в рост давать. Развязалась нешуточная борьба. Поначалу Иван III, а затем и сын его Василий III были на стороне "нестяжателей", так как государству требовалось много земли для раздачи зарождающемуся дворянскому сословию, а церковь была самым крупным землевладельцем в государстве. Секуляризация была близка, но тут митрополит Варлаам из "нестяжателей" не проявил политическую гибкость - отказался быть клятвопреступником (принципиальный, чтоб его ) и был заменен на более покладистого из "иосифлян".


А чуть позже возник вопрос о разводе Василия со своей бездетной женой. "Нестяжатели" были против, говоря, что земной престол можно и брату передать, не надо за него цепляться, о душе надо думать. Но царь захотел иначе, женился на Елене Глинской и явился свету
[Spoiler (click to open)]упырь кровожадный Ивашка IV, прозванный в миру Грозным. А по мне не такой уж он и Грозный, как страшный трус и последняя сволочь. С "нестяжателями" жестоко расправились. Кого казнили, а кого заточили именно в цитадель "иосифлянства" - Иосифо-Волоцкий монастырь!


         И с тех пор наша церковь в массе своей и являет миру такое вот торжество "иосифлян". Только в отличие от Иосифа Волоцкого наши иерархи не ходят пешком в залатанных рясах, а катаются на мерседесах в дорогих одеждах.





             Архитектурная доминанта монастыря - Успенский собор



           Симпатичные изразцы по периметру здания



                  Торопятся на вечернюю службу



                 А это была колокольня. Высотой 76 метров. С ее верхнего яруса в ясную погоду была видна Москва. Утрачена в ВОВ



                    Монахи - крепкие хозяйственники, хотя и без кепок. Территория ухожена, очень много яблонь









                       В архитектурном плане симпатичен сам собор



               Церковь трапезной палаты



                          и особено хороша надвратная церковь



          Сам монастырь стоит на большом пруду. Рыбачки! Им, наверное, и невдомёк, какие страсти здесь разворачивались 500 лет назад и по какому пути могло пойти наше государство.


Только вообразите: побеждают "нестяжатели", а это скромность церкви, скромность власти, уважение к ближнему - модель Швейцарии или Скандинавии. Как мы могли бы сейчас жить!!!

Как думаете, что надо было сделать митрополиту-нестяжателю Варлааму ? Пойти на грех клятвопреступления, растоптать свои идеалы? Или все-таки остаться Настоящим Человеком бесценно и он правильно поступил?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments